Методы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста: практические рекомендации

28.06.2023



РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ПО  ОРГАНИЗАЦИИ  «СЕАНСОВ» СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

Использование нетрадиционных методов снятия психоэмоционального напряжения

Прогрессивная мышечная релаксация для детей

 

  Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию видео со специальными психофизическими техниками и ряд упражнений (их с успехом могут использовать и воспитатели в течение дня или перед дневным сном) для снятия у детей избыточного психоэмоционального  напряжения. Эти техники и упражнения особенно эффективны при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и двигательной активностью.

   Дети дошкольного возраста обычно более эмоциональны нежели взрослые. Они реагируют на радостные и печальные события, на настроение окружающих их людей. Выражение эмоций у детей носит непосредственный характер, они бурно проявляются в их мимике, словах, движениях.  В силу такой впечатлительности у детей может возникать психоэмоциональное напряжение, которое в более выраженных случаях способствует развитию неврозоподобных состояний и ухудшает качество жизни маленького человека. На фоне психоэмоционального напряжения также могут возникать и соматические проблемы: головная боль, усталость, аритмия и т.д. Что же мы, как родители, можем предпринять в качестве профилактики подобных проблем у детей дошкольного возраста?

   В течение дня у ребенка дошкольного возраста бывает масса новых впечатлений и знакомств. В образовательном учреждении дети получают множество новой информации, которую необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и эмоциональные переживания зачастую вызывают перевозбуждение нервной системы, что способствует возникновению проблем со сном, вниманием, вызывает излишнюю тревогу. В данной ситуации можно использовать релаксационные настрои. Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – способ снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Релаксация может быть непроизвольной, либо достигнутой специальными психофизическими техниками.

 

   Для сброса психоэмоционального напряжения можно использовать варианты дыхательной гимнастики для детей. Как бы странно это ни звучало, но подавляющее большинство детей не умеют правильно дышать. По этой причине организму недостает кислорода, и ребенок бывает усталым, быстро утомляется, становится невнимательным и рассеянным. Глубокое, размеренное дыхание помогает расслабиться, успокоиться, улучшить память и мыслительные операции. Чтобы научить ребенка правильно дышать, можно использовать дыхательные упражнения.


“Задуй свечу” – 10-15 раз

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.  При выполнении данного упражнения, можно при выдохе петь и другие гласные звуки.


“Ленивая кошечка” – 10-15 раз

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.


“Озорные щечки” – 10-15 раз

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. При выполнении данного упражнения можно использовать горящую свечу, для поддержания интереса ребенка, но обязательно под присмотром взрослого.

 

   Сенсорный ящик в игре с ребенком. Играя с ящиком, ребенок может пересыпать, мять, прятать и искать предметы. Такие игры способствуют не только снятию напряжения ребенка, но и развитию мелкой моторики.  Можно использовать тематические сенсорные ящики, например, ящик с фермой для изучения домашних животных. Такую игрушку можно легко сделать своими руками.

 

  Игрушки антистресс или сквиши (с англ. Squishy –мялка). Они могут быть разного размера и формы. Главное то, что их приятно мять, тем самым снимая психоэмоциональное напряжение. Обычно встречается три вида сквишей: резиновые, похожие на лизунов; вспененные, большие, напоминающие губку, и круглые, прозрачные, наполненные цветным гелем - он забавно растекается в разные стороны или собирается в симпатичные кляксы, когда жмешь игрушку.Хочу такой сайт

 

   Глинотерапия в домашних условиях. Работа с этим природным материалом оставляет приятные тактильные ощущения, помогает расслабиться, снять эмоциональные зажимы.Хочу такой сайтХочу такой сайт

При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
1. Закройте глаза и почувствуйте кусок глины, его текстуру, размер, насладитесь ощущениями. Какой он: холодный, тёплый, влажный, сухой, гладкий?
2. Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.
3. Проткните глину, похлопайте по ней.
4. Оторвите кусочек и скатайте колбаску, а теперь сожмите кусок.

 

Игры с бумагой. Играя с бумагой, ребенок может мять ее, рвать, делать из нее комочки и кидаться ими. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из кусочков цветной бумаги. Таким образом ребенок может снять излишнее напряжение и расслабиться.


Методы релаксации достаточно эффективны и применяются не только со взрослыми, но и с детьми.  Применение данных методов способствует снятию психоэмоционального напряжения у ребенка, излишнего перевозбуждения, а также помогает сосредоточиться. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

   Выберите приятную для ребенка музыку и предложите лечь поудобнее, закрыть глаза и постараться расслабиться. В это время тихим голосом зачитывайте ребенку релаксационные настрои.


“Воздушные шарики”

Представь себе, что ты – воздушный шарик, очень красивый и весёлый. Тебя надувают, и ты становишься всё легче и легче. Все твое тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание ребенка). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Тебе легко, спокойно. Ты летишь туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Ты снова в этой комнате. Потянись и на счёт «три» открой глаза. Улыбнись своему шарику.


“Облака”
Представь себе тёплый летний вечер. Ты лежишь на траве и смотришь на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом

небе. Вокруг всё тихо и спокойно, тебе тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Твои ручки лёгкие, лёгкие, твои ножки лёгкие. Все твое тело становится лёгким, как облачко. Вот ты подплываешь к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот ты уже лежишь на этом облаке, чувствуешь, как оно нежно гладит тебя, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание ребенка). Гладит …, поглаживает … Тебе хорошо и приятно. Ты расслаблен и спокоен. Но вот облачко опустило тебя на полянку. Улыбнись своему облачку. Потянись и на счёт «три» открой глаза. Ты хорошо отдохнул на облачке.


“Лентяи”
Сегодня ты много занимался, играл и, наверное, устал. Я предлагаю тебе немного полениться. Представь себе, что ты – лентяй и нежишься на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, ты дышишь легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё твое тело. Ты спокойно отдыхаешь, ленишься. Отдыхают твои руки, отдыхают твои ноги … (пауза – поглаживание ребенка). Отдыхают ручки у (имя ребенка), отдыхают ножки у (имя ребенка). Приятное тепло охватывает всё твое тело, тебе лень шевелиться, тебе приятно. Твое дыхание совершенно спокойно. Твои руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет тебя изнутри. Ты отдыхаешь, ты ленишься. Приятная лень разливается по всем телу. Ты наслаждаешься полным покоем и отдыхом, который приносит тебе силы и хорошее настроение. Потянись, сбрось с себя лень и на счёт «три» открой глаза. Ты чувствуешь себя хорошо отдохнувшим, у тебя бодрое настроение.


“Водопад”
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Тебе дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что ты стоишь под этим водопадом и чувствуешь, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по твоим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными … (пауза – поглаживание ребенка). А нежный свет течёт дальше по груди у (имя ребенка), по животу у (имя ребенка). Пусть свет гладит твои ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и ты чувствуешь, как тело становится мягче, и ты расслабляешься. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом ты всё сильнее расслабляешься. А теперь потянись и на счёт «три» открой глаза. Волшебный свет наполнил тебя свежими силами и энергией.

 

   Использование вышеприведённых рекомендаций может способствовать снятию эмоционального напряжения у детей, а также  создавать эмоциональный комфорт и позитивное  психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.06.2023

Дата обновления: 28.06.2023

Дата публикации: 28.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».