ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Наташинская средняя школа» Сакского района Республики Крым на 2024 - 2025 учебный год для обучающихся 1-11-х классов Наташино, 2024 1. Пояснительная записка Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования. Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в МБОУ «Наташинская средняя школа» строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в МБОУ «Наташинская средняя школа» располагает социально- педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественной, туристко- краеведческой деятельности. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает: обеспечивать непрерывность образования; развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования; осуществлять воспитательные программы и программы социальнопсихологической адаптации ребенка; развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребенка. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся всистеме дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребенка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности. Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике— широкий, культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу. Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебновоспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это дает им возможность для самоутверждения и самореализации. 2. Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию. • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г; • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; • Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; • Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; • Федеральный государственный общеобщеобразовательный стандарт; • Постановление Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013г. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; • Постановление Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013г. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»; • Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.1251-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.04.2003; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №18Q 7 «Об утверждении федеральною государственного 24 образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государе гиен ной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.20013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; • Устав МБОУ «Наташинская средняя школа» Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и учтены гигиенические требования к условиям организации учебно- воспитательного процесса. Учтены интересы учащихся, запросы родителей, возможностей педагогического коллектива и материально- технической базы школы. Цель разработки учебного плана: 1. Определить состав основных компонентов содержания дополнительного образования(образовательных областей, образовательных программ). 2. Определить продолжительность обучения. 3. Определить недельную нагрузку учащихся по уровням. Выбор образовательных областей обусловлен принципом взаимообогащения школьного идополнительного образования. Дополнительные ставки педагога дополнительного образования при наличии годового учебного плана дополнительного образования устанавливаются в соответствии со штатным расписанием школы. 3. Особенности учебного плана. При составлении учебного плана дополнительного образования учитывается, что занятия в объединениях дополнительного образования проходят во второй половине дня после основных уроков. Основные функции дополнительного образования в МБОУ «Наташинская средняя школа» обучающая функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности; социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами; развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии; воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма; информационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также получить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося; релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке. 4. Содержание по уровням образования, направленностям 4.1. Цели и задачи дополнительного образования. Ведущей целью дополнительного образования МБОУ «Наташинская средняя школа» является - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; - обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования организована по следующим направлениям: • совершенствование содержания и педагогических технологий организации деятельности школьников в системе дополнительного образования; • воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления всем учащимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих способностей и интеллектуального потенциала. Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели: сохранение единого образовательного пространства на основе преемственностис одержания основного и дополнительного образования детей; • совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей; • поддержка учащихся с низкой мотивацией; • помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории ииндивидуальной траектории развития творческого потенциала личности; • использование интеграции, средств ИКТ и элементов дистанционного обучения для повышения эффективности и качества работы системы дополнительного образования. Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе: • овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для адаптации учащегося в школьном коллективе; • • содействие в создании собственного пространства для общения; • обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта; • обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе: • создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его творческой самореализации; • развитие мотивации личности к познанию и творчеству; Приоритетная цель дополнительного образования в старшей школе: • создание условий для социального и профессионального самоопределения. 4.2 Структура дополнительного образования Художественноэстетическое направление Туристско –краеведческое направление Художественной - эстетической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребенка. Художественная направленность представлена следующими объединениями дополнительного образования: -«Театральная студия «Шкатулка» Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательных и исследовательских навыков по истории родного края, привлечение обучающхся к социальным инициативам защиты памятников культуры, природы родного края, музейной деятельности. Туристско-краеведческое направление представлено объединением дополнительного образования: «Школьный музей» 5. Режим работы Направление дополнительного образования Туристскокраеведческое 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс Кружок «Введение в туризм» (1 ч) 7 класс 8 класс 9 класс Кружок «Введение в туризм» (1 ч) Художественное Театральная студия «Основы актёрского мастерства» (1 ч) Художественное Итого Вокально-хоровое пение (1 ч.) 4 10 класс 11 класс Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся с понедельника по пятницу. Между основными занятиями и посещением объединений дополнительного образования имеется одночасовой перерыв. Продолжительность занятий в учебные дни не превышает 1,5 часа, после 40- минутного занятия устанавливается перерыв 15 мин. для отдыха и проветривания помещений. Во время подготовки общешкольных, районных мероприятий работа объединений дополнительного образования осуществляется по особому графику с переменным составом учащихся. В период каникул работа объединений по интересам организуется по отдельному расписанию. Дополнительные общеобразовательные программы утверждены на заседании педагогического совета МБОУ «Наташинская средняя школа». График занятий дополнительного образования 1 – 11 классы День недели ПН СР ЧТ ПТ Время проведения 15:10 – 15:55 16:00 – 16:45 14:10 – 15:05 16:00 – 16:45 Занятия внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» «Краеведение» «Краеведение «Основы актерского мастерства» Класс Учитель 1-7 1-4 5-11 5-11 Филиппов В.Г. Филиппов В.Г. Филиппов В.Г. Филиппов В.Г.