12.04.2023
До поступления в школу родителям следует обратить внимание на
следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам должен четко
произносить все звуки.
2. Состояние фонематических
процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с
определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и
синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков
составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять
сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического
строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь -
дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление
(вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова
типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в
числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные
Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете
проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель»,
«Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то,
что проходил ребенок в детском саду).
6. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы,
предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение,
описать то, что происходит на улице, картине, др.
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности.
Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к
письму непосредственно руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из
пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика,
застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков,
развязывание узелков на шнурках; раскрашивание,
штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются);
нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.
8. Состояние пространственных
функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях,
положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях
(перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка
способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении
слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного,
развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов
внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для
развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например,
найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту;
увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.
11. Развитие мышления
Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова
или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это
мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец,
яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка,
вилка, мячик, чашка).
12. К поступлению в 1 класс ребенок
должен знать:
- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер
телефона мамы / папы
- знать времена года, названия месяцев, дней недели
- уметь различать цвета
- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт,
одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- иметь элементарные представления об окружающем мире: о
профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
В группу риска попадают следующие учащиеся:
- Если ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.
-Если в семье говорят на двух и более языках.
-Если ребенок слишком рано пошел в школу.
-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме:
ребенок пишет то, что говорит).
-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может
правильно повторить слоги, набор звуков).
Следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше
рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
-Работайте над развитием познавательных способностей
ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин,
больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша
организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием
отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.