10.03.2021
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не
только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не
меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы
наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими
колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это
обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ
жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов…"
Одним из
приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям
с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы
дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном
образовании поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому
ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться
совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться
работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с
ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети- инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
- Инвалиды на кресле-коляске
- Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Инвалиды с нарушением слуха
- Инвалиды с нарушением зрения
- Инвалиды с нарушением интилекта
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного
и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять
огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать
развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·
закономерности психического развития,
·
показатели здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические особенности,
· уровень общего развития,
·
коммуникативные особенности и речевое развитие,
·
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно- пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При
построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие
принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития;
целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка,
выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего
активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги,
дети, родители); воспитатель как
равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить
цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта;
устранение стрессогенных факторов,
факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации
инвалида):
·
дошкольное воспитание;
·
внешкольное воспитание и образование;
·
среднее общее образование;
·
среднее профессиональное образование;
·
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские
дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого
является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка
на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную,
справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения
общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую
аттестацию, выдает прошедшим
итоговую аттестацию документ
государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные
представители) могут при домашнем обучении
дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конвенция ООН от 13.12.2006 №61/06 "Конвенция о правах инвалидов".
2. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 об утверждении государственной программы российской федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
7. СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утвержден Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр)