28.06.2023
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.
Самооценка является основой личности каждого человека, в том числе ребенка. Это оценка самого себя, она закладывается в детстве и оказывает влияние на всю жизнь. Правильная самооценка помогает ориентироваться в своих поступках и желаниях, в окружающем мире и на пути к целям позволяет действовать оптимальным образом. Завышенная или заниженная самооценка препятствует гармоничному развитию ребенка и усложняет его жизнь. Отношение к себе с годами может меняться, однако фундамент самооценки закладывается именно в детстве.
Различают устойчивую и неустойчивую самооценку. Устойчивая самооценка не изменяется под воздействием внешних факторов, плохо поддается коррекции. Неустойчивая самооценка динамична, ее можно корректировать. Самооценка старшего дошкольника неустойчива и хорошо поддается коррекции.
Самооценка связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Уровень притязаний личности – это «стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью». При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив. Отношения в обществе у такого человека не складываются. Как правило, работа мечты так и остается мечтой навсегда, так как неуверенность в собственных силах не дает шанса заявить о себе. И это самые мелкие причины, почему низкую самооценку стоит корректировать. Склонность к депрессиям во взрослой жизни – это также результат неадекватной самооценки.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.
Как нам воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства, ребенка со здоровой самооценкой? Что влияет на формирование самооценки?
В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. В детстве круг общения предельно узок. На формирование самооценки влияют родители, близкие ухаживающие взрослые, воспитатели в детском саду и в некоторой степени сверстники в старшем дошкольном возрасте. В школьном возрасте к ним добавляются одноклассники и учителя. Ребенок часто находится в ситуации, где он должен как-то к себе отнестись, чтобы дать оценку своим действиям. От такого самоанализа зависит поведение малыша и его коммуникация в обществе в будущем. Ребенок уже осознает свою значимость, но его суждения о себе основаны исключительно на оценке его взрослыми. Чаще всего он слышит похвалу и восхищение, поэтому в этом возрасте у большинства детей самооценка завышена – это норма развития. Безусловно, самооценку также формируют собственные достижения ребенка, но бОльшее значение в детстве имеет реакция взрослого.
Многие родители думают, что самооценку можно построить с нуля, если делать ребенку комплименты, развивать в нем стремление достигать успеха, хвалить только за отличные результаты. На самом же деле ребенок рождается с высоким уровнем самооценки, которую разрушают неправильное воспитание, постоянное ожидание результатов и поощрение соревновательности. В результате дети вырастают во взрослых, живущих в постоянном напряжении, неуверенных в себе, ищущих одобрения и без конца старающихся казаться кем-то другим, вместо того чтобы быть самим собой.
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детской инициативы может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент, получилось ли у него правильно нарисовать кружочки или палочки, перепрыгнуть лужу, надеть сандалики или аккуратно покушать))) Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам.
Для развития у ребенка положительной, объективной и здоровой самооценки родителям необходимо:
Любить и уважать ребенка
Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Только искреннее общение с ребенком даст возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется дружить. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Развитие чувства уважения к себе является одной их основных задач педагогов и родителей при воспитании ребенка. Уважать и любить себя очень важно, поэтому ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Именно на этапе формирования личности, который проходит в первые годы жизни, нужно заложить в сознание малыша чувство собственного достоинства. Формирование чувства собственного достоинства ребенка зависит от чувства здорового самоуважения его родителей.
У ребенка, который подвергался насилию, возникают серьезные проблемы в развитии. Если ребенок в детстве подвергался насилию, у него практически не было возможности для формирования здорового понятия собственного «я». В таком случае «я» ассоциируется с болью и унижением и не помогает ребенку защищать и оберегать себя. Такие дети чаще всего никогда не жалуются на боль и обиды, а тем более на своих родителей. Они не умеют заботиться о себе и обладают очень низким чувством собственного достоинства.
Развивать чувство компетентности
У ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешен во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности, и чтобы он мог гордиться своими достижениями.
Больше поощрять и меньше наказывать
Очень важно, чтобы родители хвалили действия и усилия ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. При неудаче постарайтесь не использовать эпитеты, характеризующие личность ребенка (растяпа, неумеха, криворукий и пр.), а мягко помогать ребенку самому увидеть, почему что-то не получается, помочь при необходимости, научить. И никогда публично не порицать!
Родители должны сделать так, чтобы достижения детей приносили обоюдное удовольствие. Чтобы ребенок остался доволен результатами своих умений, недостаточно только похвалы родителей. Зачастую дети ставят перед собой слишком высокие, невыполнимые цели и, если не достигают их, глубоко разочаровываются и отчаиваются. Задача родителей - помочь ребенку установить правильные цели, укрепить самооценку, не дать потерять надежду и веру в свои силы. Признание в глазах родителей может поддержать чувство собственного достоинства ребенка, даже если он не слишком доволен собой.
Предоставить самостоятельность, но не требовать невозможного
Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт свершений, укрепляется самоуважение. Правильная последовательность формирования умения: покажите и расскажите, несколько раз сделайте вместе, позвольте сделать самостоятельно под вашим присмотром и с вашими комментариями, предложите ребенку сделать самостоятельно без ваших комментариев, а потом можно дать ребенку выполнить самостоятельно, предъявляя результат. Без такого обучения вы ставите ребенка заведомо в неудачное положение, что скажется и на самооценке.
Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно, а с другой - важно, чтобы перегрузка или неумение не привели к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.
Воспитывать в ребенке безусловную уверенность в том, что он хороший человек
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научить своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие. Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.
Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.
ü Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался») .
ü Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу») .
ü Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно») .
ü Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
ü Выражение уверенности в том, что у него все получится(«он не будет больше толкать девочек») .
В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я.
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.
1) Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
Практические рекомендации для педагогов
Поскольку на формирование самооценки у детей большое влияние оказывают воспитатели и взаимоотношения в группе, предлагаю проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.
Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.
Игра «Мое имя»
Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Машенька, Маша, Маша Иванова, Мария Ивановна Иванова. Расскажи, как будет расти твое имя.
Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении взрослый помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз.
Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Возьми и передай»
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Игра «Настроение»
Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие эмпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.
Игра «Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно».
Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждается, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Игра «Мое лицо»
Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполняли упражнение перед большим зеркалом.
Упражнение «Назови и покажи»
Цель: определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу, я такая». Показывает мимикой свое состояние.
Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.
Этюд «Ласка»
Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок» (вы можете выбрать любую мелодичную нежную музыку). Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка.
Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.
Затем дети меняются ролями.
Игра «Сказочная шкатулка»
Цель: формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.
Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку, в которой спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего.
А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».
Игра «Принц и принцесса»
Цель: дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы.
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.
Рекомендую воспитателям и родителям еще некоторые развивающие игры, которые помогут в формировании положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Особенно эффективны игры детей на песке с фигурками - они рекомендованы детям, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание, например игра: «Песочный детский сад», «Моя семья», «Скульптура», «Мои друзья».
Очень хорошо подходят словесные игры: «Хочу быть счастливым», «Что я люблю», «Интервью», «Я могу», «Я очень хороший», «Я лев», «Я показываю стихотворение». Игры: «Царь горы», «Я добрый», «Я сильный», «Я ловкий», «Я умный», где ребенок становится ведущим, а значит, неуверенный в себе, робкий ребенок может почувствовать, что он может быть активным, может добиться успеха и не бояться оценок со стороны взрослых и других детей.
Игры, в которых ребенок может выразить себя и привлечь к себе внимание: «Имя», «Зеркало», «Я».
Игры с использованием элементов арт-терапии: «Я победитель», «Мой подарок для тебя», «Рисуем левой рукой и правой ногой», «Ладошки», «Цветной снег» приносят не только веселье и радость, но и обладают терапевтическим эффектом. В процессе такого рисования ребенок раскрепощается, так как ему позволено то, что обычно запрещается, а именно пачкаться, быть неаккуратным, играть с грязью, позволить выйти себе за рамки дозволенного.
Чаще всего такое рисование сопровождается сильным эмоциональным откликом. Такие игры отлично способствую самораскрытию личности, помогают бороться с зажимами, повышают самооценку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.06.2023
Дата обновления: 28.06.2023
Дата публикации: 28.06.2023