28.06.2023
Педагог-психолог
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель, школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Прежде всего, детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты.
Детский педагог-психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с ребенком и c ними, помогает воспитывающему взрослому осознать проблему, понять ее причины и найти решение.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию педагога-психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Что же делает педагог-психолог в ДОУ?
Деятельность педагога-психолога детского сада осуществляется по следующим направлениям:
1) психологическая диагностика;
2) коррекционная и развивающая работа;
3) психологическое консультирование и просвещение.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности педагога-психолога.
Коррекционно-развивающая работа с детьми организуется:
· по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
· на основании результатов психологической диагностики;
· на основании рекомендаций ПМПК.
Данная работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий. Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей, коррекционная работа с которыми рекомендована ПМПК, разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Консультативная помощь и просветительская работа проводится с родителями и педагогами в индивидуальной и групповой форме и организовывается следующими способами:
· по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
· по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния.
Таким образом, деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса и осуществляется с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития.